Байки из карантина-17. Цветы причудливой фантазии (часть 12-я)
Продолжаем удивляться, поражаться и восхищаться цветами причудливой фантазии шахматных композиторов.
№51. Повторение позиции к ничьей не ведёт!
Прежде всего прошу освежить в памяти происшествие случившееся в четвертом туре прошлогоднего первенство Ростов по шахматам, которое было описано здесь (№3). После этого каждому станет ясно, почему я не мог пройти мимо следующей замечательной задачи…
N.Petrovic
1960
Мат в восемь ходов
1.Qb7. Здесь хочется сыграть 1.Qc3?!, но на это следует 1…0–0! Не проходит и 1.Bd3?! ввиду 1…Rh1+ 2.Bb1 0–0–0! и т.д. Поэтому белые начинают хитро маневрировать с целью лишить соперника права на рокировку. На любую рокировку!
1…Rd8.
2.Qb3. Грозит 3.Qf7#. Поэтому ладья должна убраться обратно с d8. 2…Ra8. После этого, как все понимают, рокировка в длинную сторону уже невозможна. Если 2…Rc8, то 3.Qf7+ Kd8 4.Qe7#.
3.Bd3. Грозит 4.Qf7+ Kd8 5.Qf6+ Kc8 6.B:a6+ Kb8 7.Q:h8#.
3…Rh1+ (3…Rf8 4.Qc3) 4.Bb1. А теперь угрожает 5.Qg8#, вследствие чего и вторая ладья должна вернуться восвояси. 4…Rh8. Однако право на рокировку в короткую сторону оказывается потерянным. А вот теперь…
5.Qc3! (идея 6.Q:h8#) 5…Rh7!?
6.Qf6, и нет защиты от мата: 7.N:h7 и 8.Qe7(f8)#.
«Мат в 8 ходов, вероятно, единственный путь к выигрышу, но на этом пути позиция должна повториться три раза (начальное положение, после 2-го и 4-го ходов чёрных). По турнирным правилам — ничья?!» — вопрошает Александр Гуляев, в книге которого «Знаменитые композиции» и нашёл эту композицию.
А вот и нет! По современным правилам…
Дело в том, что «Позиции не одинаковы, если 9.2.2.1. В начале рассматриваемой последовательности ходов пешка могла быть взята на проходе,
9.2.2.2. Король имел право на рокировку с ладьей, которая не двигалась, но потерял его после своего хода. Права на рокировку теряются только после того, как король или ладья сделали ход».
№52. Товарищи, друзья! Давайте жертвовать ферзя!
Совершенно случайно наткнулся на следующую задачку за авторством Михаила Тронова. Она мне очень понравилась. Надеюсь, что понравится и вам.
М. Тронов
1924
Мат в три хода
1.Qd6! Создана серьёзная угроза 2.Qe5+! f:e5 3.Nd6#. Защищаясь от неё, чёрные начинают отбиваться, но…
1…K:f5. Эта попытка опровергается следующим образом.
2.Qe6+! Жертва ферзя! 2…B:e6 (2…K:e6 3.Bc8#; 2…Kg6 3.Q:g4#) 3.Bd3#.
1…Bd4. И на это есть достойный ответ.
2.Qf4+! Снова жертва ферзя! 2…N:f4 3.Ng3#.
Наконец, и на 1…c4 находится красивая управа.
2.Q:d5+! K:d5 3.Bb7#.
Жертва ферзя всегда эффектна. Здесь мы видим её четырёхкратное повторение, к тому же все варианты заканчиваются правильными матами.
Затем в книге, где я эту задачку обнаружил, я прочитал: «М. Тронов — активный композитор двадцатых годов — составлял трёхходовки только такого содержания. Многочисленные жертвы ферзя, заканчивающиеся правильными матами». И, разумеется, полез смотреть другие его произведения. И выяснилось, что всё немного не так…
Нет, подобного рода задачки встречаются у него частенько, но вовсе не подряд. Впрочем, подобных произведений он составил достаточно, чтобы шикарной парочкой эффектных композиций достойно завершить наш цикл «Цветы причудливой фантазии».
М. Тронов
1927
Мат в три хода
Начинается всё со скромного и незаметного 1.c6! с простой и слегка корявенькой идеей — 2.Qa5 ~ 3.Qc(b)5#, от которой чёрным необходимо как-то защищаться. И, как многие уже, наверное, догадались, на все ответы чёрных у белых будут заготовлены яркие жертвы. И кого-нибудь, а ферзя! То есть…
1…d2.
2.Qd3+! Ах! 2…K:d3 3.Bb5#.
Или 1…e5.
2.Qd5+! Ох! 2…K:d5 3.Bb3#.
Или 1…Nb2.
2.Qd4+! Эх! Хорошо ферзюшечка пошла! 2…N:d4 3.Ne3#.
Дополнительный вариант без жертвы ферзя и потому отдельной диаграммы не заслуживавший: 1…e6 2.Qh4+ Nd4 (2…Kd5 3.Qe4#) 3.Q:d4#.
Ну и последний цветочек.
М. Тронов
1927
Мат в три хода
Здесь решает эффектное 1.Re5!! Идеи у хода следующие: 2.Bf6 (с угрозой.Re4# или 3.Rg5#). И если 2…Qe1, то 3.Re4#, а на 2…Bf4 есть 3.Re4#. Наконец, на 2…B:f6 заготовлено 3.Qe3#. Так просто погибать чёрные, конечно, не согласны. И потому они пытаются придумать что-нибудь иное.
Для начала опровергнем 1…Ne2 путём 2.R:g5 (угроза 3.Bf6#/3.Qe3#) 2…Qc1 (или 2…N:g3 3.Qe3#) 3.Bf6#. Ну а если 1…B:d2, то 2.Re3! и 3.Bf6#.
Ну а самое главное, самое сладкое, самое-пресамое оставим на закуску, на завершение.
Главный вариант №1: 1…Qe1.
2.Q:d3+! K:d3 (2…K:e5 3.Bc7#) 3.R:d5#.
Главный вариант №2: 1…Qc1.
2.Q:d3+! K:e5 (2…K:d3 3.R:d5#) 3.Bc7#.
Главный вариант №3: 1…K:e5.
2.Qf4+! B:f4 (2…K:f4 3.Bc7#) 3.Bf6#.
Часть 1-я.
Часть 2-я.
Часть 3-я.
Часть 4-я.
Часть 5-я.
Часть 6-я.
Часть 7-я.
Часть 8-я.
Часть 9-я.
Часть 10-я.
Часть 11-я.
Василий Лебедев