Главная / Новости / Байки из карантина-07. Цветы причудливой фантазии (часть 3-я)

Главная / Турниры / Байки из карантина-07. Цветы причудливой фантазии (часть 3-я)

4 АПРЕЛЬ 2020

Байки из карантина-07. Цветы причудливой фантазии (часть 3-я)

Продолжаем удивляться, поражаться и восхищаться цветами причудливой фантазии шахматных композиторов. Сегодня — большей частью в сказочных и юмористических жанрах.

№13. Кручу, верчу, всех обмануть хочу!

Одна из самых смешных и забавных задач, что я видел. Очень остроумный замысел!

K. Hannemann
1922 г.

Мат в два хода

Итак, мат в два хода. Перевес белых колоссальный и задача решается решается элементарно. и, на первый взгляд, не очень-то и красиво: 1.d8Q+ Ke6 2.Qe7#. Но идём дальше…

Вторая часть нашего квадриптиха. Здесь, очевидно, решает 1.b8R! Но не 1.b8Q?! — 2…пат. 1…Kf4 2.Rf8#.

Ничего не замечаете? Задание прежнее — мат в два хода. Тут верно 1.d8B! Но не 1.d8Q?! — пат, или 1.d8R?! — пат. 1…Kd4 2.Bf6#! Ну что, кто-нибудь догадался? Нет? Тогда идём дальше.

А здесь решает только 1.f8N!, защищая пешку на е6. И после 1…Kd5 становится возможным 2.Bb7#.

Ну что, поняли, в чём тут был замысел автора? Верно! Начальная позиция крутилась по доске по часовой стрелке, и каждый раз получалась новая задача!

№14. Лучше тысячи слов

Много раз я порывался начать рассказ о том, что такое «кооперативки», но всякий раз меня что-то останавливало. И сейчас пока не буду особо углубляться в эту тему.

Приведу лишь определение из Википедии: «В задачах на кооперативный мат начинают чёрные (если в условии не оговорено иное) и помогают белым объявить мат чёрному королю в заданное число ходов, то есть чёрные и белые действуют согласованно, «кооперативно», чтобы выполнить задание».

H. Ebert
1976 г.

Кооперативный мат в четыре хода

Ну а теперь подкрепим теорию практикой, то есть одним примером, который говорит о сути дела лучше тысячи слов. 1.c6. Напомню, что в задачах на кооперативный мат начинают чёрные. 1…B:a7 2.Qb6+! K:b6 3.Kd8 Kc5 4.Kc7 Bb6#!

№15. Самая знаменитая

Ещё раз припадем к живительному источнику Wiki: «В этом жанре шахматной композиции с целью расширения содержания допускается составление задач с несколькими решениями и несколькими иллюзорными играми. Другие распространённые формы расширения содержания коопматов — близнец, когда новое решение обеспечивается за счёт незначительного изменения начальной позиции (например, перестановкой фигуры».

Самый знаменитый близнец мы сейчас будем иметь счастье лицезреть.

H. Forsberg
1936

Кооперативный мат в два хода

Здесь на а6 может располагаться любая (!) чёрная фигура, а задание будет оставаться неизменным: элегантный коопмат в два хода!

Если на а6 — ферзь: 1…Qf6 2.Nc5 Qb2 3.Ra4#.

Если на а6 — ладья: 1…Rb6 2.Rb1 Rb3 3.Ra1#.

Если на а6 — слон: 1…Bc4 2.Ne1 Ba2 3.Nc2#.

Если на а6 — конь: 1…Nc5 2.Nc1 Na4 3.Rb3#.

Если на а6 — пешка: 1…a5 2.Rb3+ Ka4 3.Nc5#.

№16. Суперрокировка

Пункт 3.8.2. шахматных правил объясняет, что значит сделать рокировку: «это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по первой от игрока горизонтали, считающееся за один ход короля». И выполняется она следующим образом: «король перемещается со своего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересёк». Вроде бы никаких подводных камней и неточностей тут нет. Но так было не всегда. То, что я вам зачитал — редакция 1974 года.

А до этого формулировка была немного другой (без упоминания первой линии), чем юмористы-композиторы смеха ради и пользовались. Смотрите!

P. I. Olin
1973

Мат в два хода

Задание кажется невыполнимым, но мы превращаем пешку в ладью — 1.e8R!, и в ответ на единственное 1…Kg2 ищем мат в один ход и…

Правильно! Его не находим! А вот автор этой шуточной задачи, опираясь на старую редакцию кодекса утверждает, что решает 2.0–0–0–0–0–0#!

Ведь «король перемещается со своего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле». Ладья-то на е8 никуда не двигалась и следовательно, её позиция может считаться изначальной!

Часть 1-я.
Часть 2-я.

Василий Лебедев