Байки из карантина-15. Цветы причудливой фантазии (часть 10-я)
Продолжаем удивляться, поражаться и восхищаться цветами причудливой фантазии шахматных композиторов.
№43. Бегство Наполеона из Москвы в Париж
Скахография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки). Парочка примеров на эту тему, которые меня когда-то поразили.
А. Петров
1824
Мат в четырнадцать ходов
По замыслу автора поле b1 символизирует Москву, h8 — Париж, диагональ h1-a8 — реку Березину. Чёрный король — Наполеон, белый — Александр 1, белые кони — конница Платова. И задача эта не решается, а демонстрируется. Ну, прямо как я вам перед вами выступаю.
1.Nd2+ Ka2 2.Nc3+ Ka3 3.Ndb1+ Kb4 4.Na2+ Kb5 5.Nbc3+ Ka6.
6.Nb4+. Можно было играть сразу 6.Qa8#, но ведь в реальной истории не была использована возможность пленения Наполеона при переправе через реку Березину.
6…Ka7 7.Nb5+ Kb8 8.Na6+ Kc8 9.Na7+ Kd7 10.Nb8+ Ke7 11.Nc8+ Kf8 12.Nd7+ Kg8 13.Ne7+ Kh8.
Наполеон добрался до Парижа, но тут война кончается: на четырнадцатом ходу, в четырнадцатом году — 14.Kg2#. Это один из ранних примеров «скахографических» (изобразительных задач). Впоследствии было создано много таких задач. теперь к такого рода произведениям предъявляются более высокие требования.
№44. Конница Будённого
В следующей композиции нас ждёт энергичная кавалерийская атака, заканчивающаяся матом пятью конями, что полностью. оправдывает посвящение этого изобразительного этюда маршалу Семёну Михайловичу Будённому.
В. Корольков
1937
Выигрыш
1.Nf4+. Белые находятся под угрозой мата после 1…c1N и 2…Ndb3#. Поэтому они не должны терять темпа.
1…Kh6! Если 1…Kg5, то 2.d8Q+ K:f4 3.Q:d2+.
Ничуть не лучше и 1…Kh4 2.d8Q+ Kg3 3.Ne2+ Kf3 4.Q:d2 и т.д. 2.g8N+! Но не 2.g8Q? c1N+ 3.Ka1 Bd4#. 2…Kh7. Или 2…Kg5 3.d8Q+ и т.д.
3.Ngf6+ Kh6. В случае 3…Kh8 последовало бы 4.N:g6#. Мат всего лишь тремя конями! Фи! Низкий сорт, нечистая работа!
4.N:g4+. Но не 4.Ng8+?! из-за 4…Kh7 5.Ngf6+ — повторение позиции.
4…Kh7. Или 4…Kg5 5.d8Q+ и т.д.
5.Nef6+ Kg7 6.Ne6+ Kf7 7.d8N+ Ke7 8.c8N#.
Как сказал бы один из Иванов Васильевичей, поменявший профессию: «Лепота!»
№45. Немедленно в угол!
Следующая задача — одна из самых знаменитых в истории композиции. Не только тем, что она просто чудо как хороша, но ещё и тем, что её автор придумал один замечательнейший приём, котом и доселе нет-нет, да и воспользуются композиторы.
F. Healey
1861 г.
Мат в три хода
1.Rh1!! Ладья неожиданно отступает в угол, освобождая дорогу своему ферзю на…g1! 1…Be8. Или 1…Bd7 2.Qb1 и т.д.
2.Qb1! Bb5.
3.Qg1#.
«Эта задача своим появлением произвела примерно такую же сенсацию, как и индийская задача. Первый ход невероятен: ладья играет в прятки. Конечно, дальнейшее решение раскрывает цель первого хода, но эффект изумления, производимый им, не бледнеет. Манёвр Rd1–h1 и Qb1–g1, когда одна фигура следует по пути, проложенному другой за другой, называется бристольским манёвром. Ф. Хили (1928 — 1906) выиграл I приз на конкурсе, и в этом было признание его заслуг (тогда конкурсы проводились очень редко), но открытый им манёвр не носит его имени» (А. Грин).
№46. Миниатюрный «бристоль»
Через 71 год после открытия Хили была составлена следующая, видимо, самая эффектная миниатюра на бристольскую тему.
A. Kraemer
1936
Мат в три хода
Здесь решает неожиданное 1.Rb1!! Слабо 1.Rb8+?! ввиду 1…Kg7 2.Qb7+ Kf6!, и нет мата 3.Rb6#, который есть на главной линии (при ладье на b1). 1…Kg7.
2.Qb7+ Kh8! Самый задачный ответ. Если 2…Kf6, то 3.Rb6#, а на 2…Kh6(f8) решает 3.h8Q(R)#. Ну а теперь следует 3.Qb2#!
Часть 1-я.
Часть 2-я.
Часть 3-я.
Часть 4-я.
Часть 5-я.
Часть 6-я.
Часть 7-я.
Часть 8-я
Часть 9-я
Василий Лебедев