Главная / Новости / Байки из карантина-15. Цветы причудливой фантазии (часть 10-я)

Главная / Турниры / Байки из карантина-15. Цветы причудливой фантазии (часть 10-я)

13 АПРЕЛЬ 2020

Байки из карантина-15. Цветы причудливой фантазии (часть 10-я)

Продолжаем удивляться, поражаться и восхищаться цветами причудливой фантазии шахматных композиторов.

43. Бегство Наполеона из Москвы в Париж

Скахография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки). Парочка примеров на эту тему, которые меня когда-то поразили.

А. Петров
1824

Мат в четырнадцать ходов

По замыслу автора поле b1 символизирует Москву, h8 — Париж, диагональ h1-a8 — реку Березину. Чёрный король — Наполеон, белый — Александр 1, белые кони — конница Платова. И задача эта не решается, а демонстрируется. Ну, прямо как я вам перед вами выступаю.

1.Nd2+ Ka2 2.Nc3+ Ka3 3.Ndb1+ Kb4 4.Na2+ Kb5 5.Nbc3+ Ka6.

6.Nb4+. Можно было играть сразу 6.Qa8#, но ведь в реальной истории не была использована возможность пленения Наполеона при переправе через реку Березину.

6…Ka7 7.Nb5+ Kb8 8.Na6+ Kc8 9.Na7+ Kd7 10.Nb8+ Ke7 11.Nc8+ Kf8 12.Nd7+ Kg8 13.Ne7+ Kh8.

Наполеон добрался до Парижа, но тут война кончается: на четырнадцатом ходу, в четырнадцатом году — 14.Kg2#. Это один из ранних примеров «скахографических» (изобразительных задач). Впоследствии было создано много таких задач. теперь к такого рода произведениям предъявляются более высокие требования.

44. Конница Будённого

В следующей композиции нас ждёт энергичная кавалерийская атака, заканчивающаяся матом пятью конями, что полностью. оправдывает посвящение этого изобразительного этюда маршалу Семёну Михайловичу Будённому.

В. Корольков
1937

Выигрыш

1.Nf4+. Белые находятся под угрозой мата после 1…c1N и 2…Ndb3#. Поэтому они не должны терять темпа.

1…Kh6! Если 1…Kg5, то 2.d8Q+ K:f4 3.Q:d2+.

Ничуть не лучше и 1…Kh4 2.d8Q+ Kg3 3.Ne2+ Kf3 4.Q:d2 и т.д. 2.g8N+! Но не 2.g8Q? c1N+ 3.Ka1 Bd4#. 2…Kh7. Или 2…Kg5 3.d8Q+ и т.д.

3.Ngf6+ Kh6. В случае 3…Kh8 последовало бы 4.N:g6#. Мат всего лишь тремя конями! Фи! Низкий сорт, нечистая работа!

4.N:g4+. Но не 4.Ng8+?! из-за 4…Kh7 5.Ngf6+ — повторение позиции.

4…Kh7. Или 4…Kg5 5.d8Q+ и т.д.

5.Nef6+ Kg7 6.Ne6+ Kf7 7.d8N+ Ke7 8.c8N#.

Как сказал бы один из Иванов Васильевичей, поменявший профессию: «Лепота!»

45. Немедленно в угол!

Следующая задача — одна из самых знаменитых в истории композиции. Не только тем, что она просто чудо как хороша, но ещё и тем, что её автор придумал один замечательнейший приём, котом и доселе нет-нет, да и воспользуются композиторы.

F. Healey
1861 г.

Мат в три хода

1.Rh1!! Ладья неожиданно отступает в угол, освобождая дорогу своему ферзю на…g1! 1…Be8. Или 1…Bd7 2.Qb1 и т.д.

2.Qb1! Bb5.

3.Qg1#.

«Эта задача своим появлением произвела примерно такую же сенсацию, как и индийская задача. Первый ход невероятен: ладья играет в прятки. Конечно, дальнейшее решение раскрывает цель первого хода, но эффект изумления, производимый им, не бледнеет. Манёвр Rd1–h1 и Qb1–g1, когда одна фигура следует по пути, проложенному другой за другой, называется бристольским манёвром. Ф. Хили (1928 — 1906) выиграл I приз на конкурсе, и в этом было признание его заслуг (тогда конкурсы проводились очень редко), но открытый им манёвр не носит его имени» (А. Грин).

46. Миниатюрный «бристоль»

Через 71 год после открытия Хили была составлена следующая, видимо, самая эффектная миниатюра на бристольскую тему.

A. Kraemer
1936

Мат в три хода

Здесь решает неожиданное 1.Rb1!! Слабо 1.Rb8+?! ввиду 1…Kg7 2.Qb7+ Kf6!, и нет мата 3.Rb6#, который есть на главной линии (при ладье на b1). 1…Kg7.

2.Qb7+ Kh8! Самый задачный ответ. Если 2…Kf6, то 3.Rb6#, а на 2…Kh6(f8) решает 3.h8Q(R)#. Ну а теперь следует 3.Qb2#!


Часть 1-я.
Часть 2-я.
Часть 3-я.
Часть 4-я.
Часть 5-я.
Часть 6-я.
Часть 7-я.
Часть 8-я
Часть 9-я

Василий Лебедев