Байки из карантина-14. Цветы причудливой фантазии (часть 9-я)
Продолжаем удивляться, поражаться и восхищаться цветами причудливой фантазии шахматных композиторов.
№42. Мат Андерсена
Следующие три задачи были придуманы примерно в одно и тоже время, но знаменитой стала только одна…
A. Anderssen
1842
Мат в четыре хода
1.Bh5! K:h5 2.Kg7 h6 3.Kf6! Kh4 4.Kg6#.
«Мат Андерсена» — так называется комбинация, когда король матует короля, предварительно перекрывая свою фигуру и освобождая поле для своего противника.
№43. Обходной манёвр Эрлена
Решение напоминает «мат Андерсена», но осуществляется в другой последовательности ходов.
T. Herlin
1845
Мат в четыре хода
1.Kc7! Ka5 2.Bf6! Ka6 3.Bd8! Ka5 4.Kb7#.
Как мы видим, белые не перекрывают слона, а, наоборот, слон обходным манёвром заходит за короля.
№ 44. Индийская задача
Г. Венинк (1892 — 1931) — известный историк шахматной композиции — пишет в своей книге «Шахматная задача»: «Это так называемая «индийская задача», несомненно, самая знаменитая из всех когда-либо составленных задач. Своё название она получила потому, что была послана в «Чесс плейерс кроникл» из Индии; автор не указал своего имени. То, что им является священник Генри Ловедей (1815 — 1848), было установлено только через 60 лет английским композитором Джоном Кибли. Решение (в первоначальной версии) может начинаться 9 разными ходами. Есть 17 тех или других последующих ходов. Достаточно лишь одного из этих недостатков, чтобы задачу дисквалифицировать, признать несуществующей. Между тем, задача эта, страдающая столь страшными недостатками, живёт вторую сотню лет и, вероятно, никогда не умрёт…»
H. Loveday
1846
Мат в четыре хода
Решение: 1.Bc1 b4 2.Bh1 b5 3.Rd2 Kf4 4.Rd4#.
«В 1845 году эта комбинация явилась ошеломляющим откровением. Сущность её состоит в критическом ходе слоном, становящемся «по ту сторону» поля d2, чтобы потом другая белая фигура могла этого слона перекрыть, став на d2. Для того, чтобы решить задачу, надо не только найти цепь ходов решения, но заранее составить стратегический план. Для решателей 40-х годов прошлого столетия, привыкших решать задачи ход за ходом, индийская защита была необыкновенно трудно» (А. Грин).
Далее Александр Павлович Гуляев (Грин — псевдоним), из книги которого «Знаменитые композиции» я взял вышеприведённое мнение пишет: «Задача Ловедея неточна. Чтобы она стала правильной, надо снять пешку b6.
Решение: 1.Bc1 b4 2.Bd2 Kf4 3.Rd4#.
Другими словами, в этой задаче просто один лишний ход. Несмотря на это задача несёт ясную и определённую мысль, которую хотел выразить автор, и эта мысль оказалась жизнеспособной. Шахматные задачи могут содержать не только комбинации, выявляющиеся в остроумных и неожиданных ходах, но и в серии ходов. Индийская задача ввела в задачу новый элемент — красоту замысла».
Согласен почти во всём с уважаемым классиком. Однако, считаю, что это всё-таки четырёхходовка, а не трёхходовка.
Видимо, каждый, мнящий себя шахматным композитором, должен попробовать исправить первоначальную версию индийской задачи. Я — не исключение.
После очевидного 1.Bh6! король на е4 пригвождается к месту, и ходить у чёрных могут только пешки. После 1…b4 и 2…b5 чёрным получается пат. Поэтому белые должны подготовиться и распатовать соперника. Типичная комбинация распатования требует два хода.
То есть 1…b4. И белые претворяют в жизнь свою, известную теперь под названием индийской, комбинацию: 2.Bc1!! b5.
3.Rd2! Kf4 4.Rd4#!
№44. Гамбит Стейница!
Статья, посвящённая композиции, без упоминания Сэмюэля Лойда будет, разумеется, неполной.
В венской партии есть такой безумный вариантик: 1.e4 e5 2.Nc3 Nc6 3.f4 e:f4 4.d4 Qh4+ 5.Ke2!
Это — гамбит Стейница!
А теперь посмотрите, что придумал Лойд…
S. Loyd
1903
Мат в три хода
И тут, как все понимают, решение открывается таким же фантастическим ходом 1.Ke2!! На голову бедного белого короля низвергается лавина шахов — 1…f1Q+ (или 1…Nc1+ 2.Ke3 и т.д.), но следует ещё более бесстрашное 2.Ke3!, и всё, как невероятно это не звучит, оказывается у белых в полном порядке!
Ведь они неизбежно ставят мат на следующем ходу!
Часть 1-я.
Часть 2-я.
Часть 3-я.
Часть 4-я.
Часть 5-я.
Часть 6-я.
Часть 7-я.
Часть 8-я
Василий Лебедев