Байки из карантина-63. Волшебная рокировка (часть 4-я)
Как я и обещал в конце предыдущей серии нашего рокировочного сериала, сейчас, как говорится, во первЫх строках, перед нами предстанет очень интересная и красивая задачка. Очень-преочень…
А. Йохандл
1959 г.
Мат в четыре хода
В первую голову необходимо освободить поле а8. Зачем, чтобы было куда вторгаться белым тяжёлым фигурам.
Это достигается путём великолепного манёвра 1.Bh1! Только здесь слон никому не будет мешать. Не то, что в случае 1.Bf3?! 0–0! И мата на четвёртом ходу белым не видать, как своих ушей. Например, 2.Qa8 Nd6 3.Q:f8+ K:f8 4.Ra8+ Ne8 и т.д.
1…Na7! Лучшая защита. И она потребует от соперника необыкновенно яркой реакции. Но что поделаешь? Ведь иначе оборону чёрных не проломить. В случае 1…0–0 белые всё равно ведут ферзя вперёд – 2.Qa8! Создана красивая угроза 3.Qg2# (вот именно!), и на 2…c6 наиболее энергичного светлого персонажа приносят в понятную жертву – 3.Q:f8+! K:f8 4.Ra8#.
2.Qc6!! Сильнейшая белая фигура ломится напролом. Грозит всё то же 3.Qa8+ со скорым матом. А вот после прямолинейного 2.Q:a7?! чёрных выручало хотя бы 3…0-0!?
2…d:c6. Чёрные ликвидируют вражеского ферзя. Но ему на смену подтягиваются новые бойцы. Не поможет 2…0–0 из-за 3.Qg2#. И обратите внимание на белого слона, который на h1 никому не мешает!
3.0–0–0! (угроза 3.Rd8#). Вот она рокировочка родименькая.
Не работает 3.Rd1?! с той же идеей из-за 3…0–0! и т.д.
Теперь же на 3…0–0! решает 4.Rg1#!, и становится окончательно ясно, не только почему на самом первом ходу белый слон должен был отступить именно на h1, но и то, зачем на третьем нужна была именно рокировка!
Что и говорить, «отличное взаимодействие белого трио с весьма нешаблонной мотивировкой белой рокировки» (Я. Владимиров).
Теперь у нас пришла очередь разбора древней, но симпатичной пятиходовки.
Я. Клинг
1848 г.
Мат в пять ходов
И снова для достижения нужного результата (а именно – мата, на сей раз уже в 5 ходов) белым необходимо переместить сразу две фигуры одновременно.
Достигается это, как все понимают только посредством 1.0–0!, после чего и король, и ладья начинают заниматься каждый своим делом, совершенно не пересекаясь.
Король – тормозит пешку, ладья же, тонко взаимодействуя со слоном, готовит победный выстрел батареи.
Ну а предводитель соперника, отсечённый по вертикали «f», ничего не может с этим поделать и выступает в роли стороннего наблюдателя.
1…h5 2.Kh2 h4 3.Bg1! h3.
4.Rf2! Батарея готова к стрельбе прямой наводкой, ну а тёмный властелин должен выполнить ход, ведущий прямиком к гибели — 4…Kd4.
И следует финальный залп — 5.Rf4#!
Что ж, с рокировочными задачками (в первом приближении) покончено, переходим к этюдам.
Ю. Кайем; В. Руденко
1957 г.
Белые начинают и делают ничью
Понятно, что белым плохо, но на их стороне играет магия…
1.0–0–0+! Вот оно шахматное волшебство. Один, заметьте, только один ход и сразу две фигуры белых получают то, чего они хотели. Король – убежище, ладья – возможность вступить в игру.
1…Kg2 2.Rg5+.
2…Bg4! И самое красивое, и самое сильное продолжение.
После 2…Rg3 наиболее чётким является 3.Rd2+!, ведущее к размену всех ладей: 3…Kf3 4.R:g3+ K:g3 5.R:h2 K:h2, и так как слон не того цвета, то после 6.Kb1 можно сразу же соглашаться на ничью.
3.R:g4+. Слона приходится бить, что после 3…Kh3 заставляет белых судорожно приспосабливаться к отражению неизбежного надвижения последней пешки, после чего будет грозить и превращение в ферзя, и Rc3#.
Игнорировать это намерение нельзя: 4.Rg8? a2 5.Ra8 Rc3#. Поэтому следует 4.Ra4, на что чёрные продолжают 4…a2. Очевидно, лучшее.
Положение белых в который уже раз кажется абсолютно безнадёжным. Но спасение всё же есть. Разумеется, этюдное.
5.Ra3! Минус одна ладья. 5…R:a3. После 5…a1Q+ 6.R:a1 Rc3+ 7.Kb1 Rb3+ получается только вечный шах.
6.Rd3+! Минус вторая.
6…R:d3. А это пат!
Этюдик мы с вами рассмотрели, согласитесь, хотя и симпатичный, но довольно простенький. Поэтому завтра будем разбирать более навороченные, но от этого не менее феерические произведения этого же жанра.
Продолжение следует.
Василий Лебедев