Байки из карантина-01. Тридцать лет спустя
Во время потихоньку почивших в бозе композиторских вторников меня нередко спрашивали: «Как вы сочиняете этюды?» И вы знаете, однозначного ответа на этот вопрос у меня нет…
Главное — это, конечно, идея. С этим (по крайней мере, у меня) всегда дефицит. Стараешься чутко ловить каждый намёк на это.
Ну а если этюдно-шахматную идею, бродящую по мнению итальянского писателя Массимо Бонтемпелли вне пространства и времени где-то по Вселенной, удаётся каким-то образом хоть краешком глаза увидеть и чуть-чуть понять, то тогда и начинается работа по её отделке, углублению и расширению. Сколько она может продлиться — не знает никто. Даже богиня шахмат Каисса. Иногда тридцать минут, а иногда и тридцать лет…
* * *
Когда был такого же возраста (или чуть постарше), как многие ребята, приходящие в школу «Гамбит», нас с братом родители очень часто отправляли на три месяца в деревню к бабушке и дедушке.
В одну из таких «ссылок» я прихватил с собой книжку «Гармония пешечного этюда» (М. Зинар). Наверное, это была главная причина того, что я увлёкся шахматной композицией. Ведь именно её-то я тогда всё лето и штудировал. И даже пытался что-то там составлять. Ничего путного, конечно, тогда у меня не получилось. Сами посмотрите и посудите.
Замысел «композиции» заключается в следующем. 1.Kg1! В детстве тут мне казалось, что проигрывает 1.Kh2 из-за 1…h4 2.Kg1 Kd7 3.Kf2 Ke6 4.Ke3 Ke5 и т.д. Но, разумеется, это ничья. 1…Kd7 2.Kf2 Ke6 3.Kg3 Kf5 4.Kh4 Kg6 5.g3 Kh6 — пат! Без смеха на всё это, конечно, сейчас смотреть невозможно.
Но, как сказал бы Александр Дюма, тридцать лет спустя идея, на существование которой я тогда получил намёк, и который, мягко говоря, не понял, наконец-то реализовалась в виде следующего этюдика.
Ничья
Решение: 1.Nd7+ Kg7. После 1…Kf7? 2.Ne5+ белые даже побеждают. 2.Rg8+! С чёрным ферзём надо расправиться как можно скорее. 2…K:g8 3.Nf6+ Kf7 4.N:g4 f:g4.
5.Kg1!! Слабо 5.Kh2? Kf6 6.Kg3 Kg5–+. 5…Kf6 6.Kf2 Kf5. Если 6…Kg5, то 7.g3 Kf5 8.Ke3=. 7.Ke3 Kg5. Или 7…Ke5 8.g3 h5 9.Kd3=. 8.g3 h5 9.Kf2 h4 10.g:h4+ K:h4 11.Kg2=. Белые выиграли борьбу за ключевые поля пешки g4 и потому спасаются.
Вот такое немудрёное произведение. Отнёсся я к нему не слишком серьёзно: сочинилось, ну и ладно. После чего отправил его (с глаз долой!) на конкурс «Гравюра-2019», где оно завоевало самую последнюю из существующих наград — так называемый специальный похвальный отзыв.
Тем удивительнее было для меня резюме судьи конкурса Игоря Агапова: «После уничтожения неиграющего чёрного ферзя возникает вполне самодостаточная пешечная малютка с красивой пуантой на пятом ходу. В своё время гроссмейстер И. Болеславский (гм-м, а разве не Бондаревский? — В.Л.) отсёк от этюда А. Сарычева «лишнюю» вступительную игру, оставив подлинный бриллиант, который ушёл в народ…»
Так что же получается? Быть может, эта работа не так уж и плоха, если вызывает ассоциации (пусть и далёкие) со столь знаменитым этюдом? А?
Василий Лебедев