«Актёры шахматной доски». Главы из книги
Продолжаем публикацию глав из книги «Актёры шахматной доски». Ссылка для скачивая полной версии приведена внизу страницы.
E1. Неразрывная связь
То, что связь между практической партией и этюдом (и наоборот) существует, понятно каждому и без особых разъяснений. Ведь игра идёт на одной и той же доске, одними и теми же фигурами, по одним и тем же правилам. Да и идеи используются практически одни и те же.
Яркий пример такой взаимообратной связи – иллюстративный этюд этой главы.
В VIII чемпионате СССР (Ленинград, 1933 г.) партия Левенфиш – Романовский пришла к следующему положению:
Последовало 55.Q:c7 Qc1+?? 56.Kh2 Qf4+ 57.g3+ с матом.
Согласитесь, интересная (но только не для игравшего чёрными) концовка получилась. И если немного над ней поразмыслить, приложить к ней руку этюдного мастера, убрать всё лишнее, добавить всё нужное и расставить всё по правильным местам, то получится примерно следующее…
Генрих Каспарян
1934
Выигрыш
Деплассированное положение чёрного короля ненавязчиво подсказывает, как примерно будет развиваться игра дальше и чем она закончится.
1.Qf7! И белые грозят… Ох, чем только они не грозят: и 2.g3+, и 2.Qe7+…
1…Be3! Лучшая защита. Если 1…Bd2, то 2.Qe7+ Qf6. И теперь самое сильное – 3.Qc5!, и чтобы избежать мата, чёрным надо играть 3…Bf4, но тогда последует 4.Qf2+ Kg5 5.h4+, и белые просто выигрывают слона.
2.Qe7+ g5. Матовую клетку для своего короля чёрные делают своими собственными руками. Очень слабо 2…Bg5 ввиду 3.Qe4+ Bf4 4.Q:f4#.
3.Kh2! Грозит 4.g3#. Идея это сильная и почти неотразимая.
3…Bg1+! Чёрным ничего не остаётся, как начать контригру на пат. Не спасает и эффектное 3…Bf4+ 4.B:f4 Q:h3+. Нет, теперь после 5.g:h3? действительно получается пат. А вот после хладнокровного и даже презрительного 5.Kg1! белые выигрывают.
4.K:g1 Qc1+. Или 4…Qd4+ 5.Qe3!! Q:e3+ 6.Kh2! с переходом в основной вариант.
5.Qe1+!! Путь к победе лежит только через эту жертву ферзя на поле е1! Слабо 5.Kh2?! из-за 5…Qg1+! 6.K:g1 – пат!
5…Q:e1+ 6.Kh2. Снова грозит 7.g3# (при случае и 7.Bg3#).
Чёрные парируют смертельную угрозу единственным образом – 6…Qf2 (6…Qe2 7.Bg3#; 6…g4 7.Bd8+ Qe7 8.B:e7#). Однако у белых есть точно такое же единственное, но вполне достаточное возражение – 7.Bd6!, после чего становится ясно, что слон перебарывает ферзя.
Колоссальный цугцванг! 7…Qf4+. Или 7…Qd2 8. Bg3#. Или 7…g4 Be7+ и т.д. 8.g3+ Q:g3+ 9.B:g3#!
«Этюд был составлен под впечатлением окончания партии Левенфиш – Романовский (8-е первенство СССР, Ленинград). Но я не знал, что эта же идея была реализована в этюдной композиции значительно ранее другими авторами – Г. Кордесом и С. Каминером» (Г. Каспарян).
То есть получается, что сначала этот способ выигрыша был придуман шахматным композитором, потом он встретился в турнирной партии, а затем снова «перекочевал» в этюд.
В общем, как и было сказано – неразрывная связь во всей своей красе, или, скорее, круговорот одной идеи в шахматах…
P.S. Для примера посмотрим и одну из композиций на эту тему, составленную ранее.
Сергей Каминер
1925
Выигрыш
1.Rc2!! Q:c2. Если 1…Qd7, то 2.Rd2! и 3.Bd8+. На 1…Qe8 хорошо 2.Rc5! с угрозой мата (3. g3#). А в случае 1…Qf8 чёрные проигрывают ферзя после 2.Rc4+ Kg5 3.Bd2+ и 4.Rf4+. 2.Bd8+ g5 3.Ba5 Qe2. Или 3…g4 4.Bd8#. 4.Bc7 Qf2 5.Bd6! Знакомое и знаковое положение. 5…Qf4+ 6.g3+ Q:g3+ 7.B:g3#.
Предыдущие публикации:
A1. Poems and ProbBems
A7. Вспышка сверхновой
B3. Эхо прошлого
B7. Получать максимум от минимума
А6. Запланированная ошибка
С3. Как первая любовь…
С4. Узрите треугольник!
С5. Десять причин
С6. По пути прогресса
С7. Незнание – мать восхищения
С8. В поисках утраченного времени
D1. На круги своя
D2. Гром среди ясного неба
D4. Для тех, кто в танке
D5. Вечное недоумение
B8. Спасение нерядоваого этюда
D6. Дефектам и дуалям – бой
D7. Аттракцион невиданной щедрости
D8. Солнечный удар