Главная / Новости / «Актёры шахматной доски». Главы из книги

Главная / Турниры / «Актёры шахматной доски». Главы из книги

13 АПРЕЛЬ 2020

«Актёры шахматной доски». Главы из книги

Продолжаем публикацию глав из книги «Актёры шахматной доски». Ссылка для скачивая полной версии приведена внизу страницы.

D5.Вечное недоумение

С произведением, которое будет иллюстрировать этюдную яркость поля d5, у меня навсегда будет связано так и неразрешённое недоумение.

Этюд этот (и смею заметить, прекрасный этюд) участвовал в конкурсе памяти Л.И. Куббеля (1946 г.) и получил отличие: 2-й почётный отзыв (всего лишь). Ну мало ли что… Бывает. Вдруг там в посылках шедевр на шедевре сидел и шедевром погонял так, что судья просто ошалел от всех этих красивостей и назначал победителей «от фонаря».

Но ведь в том же самом соревновании приняла участие и другая работа того же самого автора, завоевавшая солидный III-IV приз.

Выигрыш

Решение: 1.Qe3+! Kg6 2.Q:e4+ Kg5 (2…Kf6? 3.Q:e6+ K g5 4.Qf5#) 3.Qe3+ Kg6 4.L:h5+! (4.Q:e6+? Nf6+ и т.д.) 4…K:h5 (4…Q:h5 5.Q:e6+ Kg5 6.Kg7!+–) 5.g4+! Чуть ли не единственный ход, который можно назвать по-настоящему этюдным. 5…Kg6 6.Q:e6+ Kg5 7.Qe3+ Kg6 8.Qe7!, и выигрывают. А теперь сравните его с грандиозным иллюстративным произведением.

Нет, чего-то, наверное, я не понимаю и никогда не пойму…

Обнаружив и осознав этот факт, я решительно и бесповоротно убрал (даже вымарал) из рукописи все тщательно выписанные данные о состязаниях, в которых участвовали отобранные для книги композиции, а также об их наградах.

Суета всё это, и хорошая вещь сама за себя говорит, не прикрываясь фиговым листочком отличия. И вообще, главное в этюде – это не то, что считает по его поводу судья конкурса, а то, что думает о нём Каисса в вечности.

Хотя, признаюсь, как на духу: пока даже самый распоследний похвальный отзыв в самом затрапезном конкурсе для меня – словно бальзам на сердце.

Владимир Брон
1946

Выигрыш

Выигрыш без проникновения белых пешек на последнюю горизонталь невозможен, поэтому всё начинается с 1.c4! Многоплановый ход: белые не только защитили проходную g7, но и и грозят выпадом 2.Bd5.

1…B:c4 2.d7! Рано покамест играть 2.Bd5? ввиду 2…B:d5 3.d7 Rg2+ 4.Kh3, и чёрные даже выигрывают, внезапно матуя после 4…R:b2 5.d8Q Be6#!

2…Rd3 3.Bf3+! Сдвигая чёрного короля туда, куда это надо белым. И вновь ошибочно было немедленное 3.Bd5? из-за 3…Rd2+! 4.Kg1 (или 4.Bg2 R:d7–+) 4…R:d5! 5.g8Q Rd1+ и 6…B:g8, после чего чёрные, полностью презрев задание, снова побеждают.

3…Kh6. После появления вражеского короля на линии «g» белые, очевидно, берут верх гораздо проще, чем на главной линии.

4.Bd5!! Как всегда замечательно, эффектно, свежо и неожиданно выглядит это перекрытие Новотного на поле d5!

4…Rd2+. Если 4…R:d5, то 5.g8Q (хотя бы) и не работает 5…Rd2+ из-за 6.Qg2!, и белые выигрывают. На 4…B:d5 хорошо бесхитростное 5.d8Q и т.д.

5.Kg1! Точность – вежливость королей! Особенно шахматных, наипаче в этюдах. Упускало победу 5.Kh3?! B:d5! 6.Bc1 (а вот 6.d8Q? даже проигрывало: 6…Be6+ и т.д.) 6…K:g7 7.B:d2 Be6+ с ничьей, так как чёрные ликвидируют последнюю пешку противника.

5…R:d5!

6.g8N+! Началась вторая часть марлезонского балета – «шашечная», проходящая под девизом: «Едим всё!» Теперь становится понятным, зачем ходом 3.Bf3+! белые отгоняли чёрного короля на h6.

6…Kg5. Или 6…Kg6 7.Ne7+, и белые съедают ладью, после чего легко выигрывают.

7.Bc1+ Kf5! Коневой вилки в любом случае не избежать: 7…Kg6 8.Ne7+ и т.д.; или 7…Kh5(g4) 8.Nf6+ и т.д. Поэтому чёрные, убегая королём, стараются хотя бы пешку d7 «зацепить». 8.Ne7+ Ke6 9.N:d5.

9…K:d7. И дело решает второй двойной удар – 10.N:b6+ Kc6 11.N:c4, и белые побеждают.

В Англии, во время известных событий, когда-то «овцы съели людей», а здесь новорождённый конь белых в одиночку поглотил чуть ли не всю вражескую армию!

Предыдущие публикации:
A1. Poems and ProbBems
A7. Вспышка сверхновой
B3. Эхо прошлого
B7. Получать максимум от минимума
А6. Запланированная ошибка
С3. Как первая любовь…
С4. Узрите треугольник!
С5. Десять причин
С6. По пути прогресса
С7. Незнание – мать восхищения
С8. В поисках утраченного времени
D1. На круги своя
D2. Гром среди ясного неба
D4. Для тех, кто в танке