Байки из карантина-06. Цветы причудливой фантазии (часть 2-я)
В прошлый раз было много, как мне кажется, интересного, но ещё больше осталось за кадром. Поэтому…
Продолжаем удивляться, поражаться и восхищаться цветами причудливой фантазии шахматных композиторов.
№8. Загадочный Allumwandlung
Правда, загадочным он может считаться только для те, кто никогда про него не слышал. Allumwandlung (по-немецки «полное продвижение», иногда сокращенно AUW) — это тема шахматной задачи, в которой на каком-то этапе решения пешка (или иногда пешки) превращается по-разному в ферзя, ладью, слона и коня. Примеров на эту тему было множество.
Сейчас мы рассмотрим, наверное, самый лучший из примеров подобного рода.
O. Wurzburg (after N. Hoeg)
1914
Мат в три хода
Чтобы пешка превратилась, её для начала надо продвинуть как можно ближе к полю превращения. 1.d7! Теперь, понятное дело, в зависимости от ответа чёрных белые будут реагировать по-своему.
Сначала парируем отходы чёрного короля — 1…Kf7 2.d8Q+ Kg6 3.Qg5#. К тому же ведёт и 1…Kf6 2.d8Q+ Kg6 3.Qg5#.
Ну а если 1…Ke7(f7, f6), то также решает 2.d8Q+! с матом на следующем ходу. Да и не одним: 2…Ke6 3.Qe7# (или 3.d5#; или 3.Qb6#).
Гораздо веселее будут у нас события при иных продолжениях. А именно — 1…e:f4 2.d8B! И чёрный король не может убежать через f6. 2…Kd6 3.Ra6#. Или 1…Kd6 2.d8N! И чёрный король не может убежать через e6 и с6: 2…e:f4 3.Rd7#. Наконец, в случае 1…e:d4 решает 2.d8R! (2.d8Q?! — пат) с идеей 2…Kf6 3.Rd6#.
№9. «Она не решается!»
Когда эту задачу напечатали в газете, то через некоторое время в редакцию косяком пошли письма трудящихся: «Мол, ошибка, товарищ редактор! Она не решается!» Что и говорить, трудная композиция…
И. Сотников
1966
Мат в три хода
Первый ход напрашивается — 1.Nh6! Теперь, если 1…K:h8, то всё просто: 2.Bd4+ Kh7 3.Bf5#. Поэтому чёрный король стремглав бежит в центр — 1…Kf6, где его так просто уже не ущучить.
Но всё-таки выигрыш возможен: 2.Bc8!! Именно этот ход стал камнем преткновения для решателей! Далее возможно 2…Ke5 3.Ng4#. Или 2…Kg7 3.Bd4#. Или 2…Ke7 3.Bg5#.
№10. Незабываемая задача
Ещё одна задача, увидев которую, уже не забудешь ни за что и никогда…
Л. Куббель
1939
Мат в семь ходов
Чёрных слишком много, чтобы белые могли себе позволить ход без угрозы. Поэтому следует 1.Rg1! Спокойный первый ход со страшной угрозой 2.Qg2#, после которого начинается и волшебство, и магия.
1…Rg3! Лучшая защита. Если 1…Rf2, то 2.B:f2 Bd5 3.Q:d5 с матом. Ну а теперь…
2.h:g3+! Белая пешка бежит к своему счастью! Интересно, каким оно в итоге окажется? 2…Kg4 3.g:h4+! Kh5! Ответ, после которого чёрные проигрывают наиболее красивым образом. В случае 3…Kf4 всё завершилось бы довольно скучновато. Хотя и в срок: 4.Bd6+ Ke3 5.Rg3+ Kd4 (или 5…Kf2 6.Qh2+ и 7.Rg1#) 6.Qd1+ Kc4 (или 6…Ke4 7.Qd3#) 7.Qd3#. Теперь же…
4.h:g5+! Kg6 5.g:h6+! Kh7! И это будет опровергнуто самым красивым образом. На 5…Kf7 решает 6.Qh5+ Kg8 (или 6…Qg6 7.Q:g6#) 7.h7#! 6.h:g7+! Kg8. И чтобы мат случился именно сейчас следует волшебное 7.g:h8N#!
№11. В стиле Лойда
Много раз мы в лекциях видели прекрасные задачи выдающегося американского проблемиста Сэма Лойда. А вот теперь посмотрим произведение в его духе, но созданное не им и довольно давно после его смерти. Но, как мне кажется, очень хорошее и в его неподражаемом стиле. То есть с большой вероятностью эта задачка переживёт века.
В. Савченко
1968
Мат в шесть ходов
Как мы видим, чёрного короля тут зажали лёгкие белые фигуры, но для последнего матового усилия им нужна помощь. И его белое величество спешит вперёд — 1.Kb2! Угроза 2.d:e3#. Разумеется, чёрные на это реагируют самым ярким образом: 1…a1Q+!, превращая пешку в сильномогучего ферзя и надеясь таким образом помешать планам белых. В случае 1…a3+ тёмный властелин получал мат чуть быстрее, чем это требуется по заданию: 2.Kc2 a1N+ 3.Kd1 e:d2 4.e3+ Kc3 5.Be5#.
Итак, соперник ярко жертвует ферзя, а что же белые? А белые не менее ярко его просто… не берут! 2.Kc2!! И снова грозит мат (3.e:d3#).
2…Qb1+! Лучшее продолжение. Хотя бы потому, что теперь от белых нужен ещё один суперяркий ход. В случае 2…Q:c1+ крах чёрных наступал уже на пятом ходу: 3.K:c1 e:d2+ 4.K:d2 a3 5.e3#.
3.Kd1!! Нет, вы только посмотрите! Второй отказ от принятия жертвы! И всё у белых оказывается готово к финальному матовому рывку.
И если 3…Q:d3, то 4.e:d3 e2+ 5.N:e2+ K:d3 6.Nc5#. Ну а в случае 3…Q:c1+ ферзя уже можно есть — 4.K:c1, ибо мат не за горами: 4…e:d2+ 5.K:d2, и на любой ответ следует 6.e3#.
№12. Крепкий орешек
Следующая задача приводится здесь по двум причинам. Во-первых, в первоначальный вариант вкралось неучтённое побочное решение, которое мне удалось вроде бы победить. Во-вторых, перед ней на одном из композиторских вторников спасовал гроссмейстер Артур Габриелян…
А. Каковин, А. Кузнецов
1963 г.
Мат в пять ходов
Как мы видим, король на h6 уже упакован. И жить ему осталось до первого шаха. Но в этом-то и заключается главная опасность: ведь чёрные в любой момент могут начать контригру на пат. Впрочем, пока на доске есть чёрная пешка «е», об этом можно не думать. Хотя опасаться, конечно же, этого надо.
1.Rab1! К цели ведёт только этот загадочный ход! Теперь в зависимости от того, как себя будет вести вышеупомянутая чёрная пешечка, белые будут матовать вражеского короля.
В случае 1…e:f2 решает образование батареи белопольного слона и ладьи: 2.R:f2 b2 3.Be2! b3.
4.Rf3! K:h5 5.Rh3#.
Второй вариант: 1…e2+! 2.R:e2 b2. Вот зачем нужна была ладья на b1! Чтобы в неё одна за другой уткнулись остальные вражеские пешки. 3.Bd2! b3.
Ходов у чёрных нет, но этому «горю» легко помочь — 4.Re3!, и снова, на сей раз чернопольная, слоново-ладейная батарея решает дело. Ведь неизбежно и 5.R:N#. То есть 4…Ne6 5.R:e6#. Или 4…Ne4 5.R:e4#, или 4…Nf3 5.R:f3#, или 4…Nh3 5.R:h3#.
Василий Лебедев