«Актёры шахматной доски». Главы из книги
Продолжаем публикацию глав из книги «Актёры шахматной доски». Ссылка для скачивая полной версии приведена внизу страницы.
B3. Эхо прошлого
Во время поиска этюда, в котором всё самое замечательное происходило бы на поле b3 (а он
тоже был труден, ибо этот участок шахматной доски особой притягательностью для всякого рода фееричностей как-то не отличался) вспомнилась старинная вещь неизвестного автора, которая запала в душу ещё в детстве.
Задание: мат пешкой в 14 ходов
Решение. 1.Nd7+ Kg7 2.Rf8 Kg6 3.Ne6! f:e6 4.Qf7+ Kg5 5.Ne5! f:e5 6.Be4! f:e4 7.Be3! f:e3. Так, одну чёрную «колонну» передвинули. Что будем делать со второй? Тоже двигать! 8.Qe7+ Kg6 9.Kh2 h3 10.g3 h4 11.g4 h5 12.g5 h6 13.Qf6+ Kh7 14.g6#!
После этого выбор в пользу этюда современного австрийского композитора Гюнтера Аманна был сделан стремительно. Ведь он в своей композиции тоже словно бы задался целью сделать главным и неожиданным героем одну слабенькую и неприметную пешечку…
Гюнтер Аманн
2009
Ничья
Слегка безумное построение начальной позиции и практически полное материальное равенство обещает нам полнокровную борьбу, где, в принципе, результат особо не важен. Существенен сам процесс…
1.Kg3! Белые сразу берут быка за рога: то есть обеспечивают контроль над полем h4 и грозят страшным шахом (2.Be8+), ведущим к разгрому.
Вилка 1.Ne4? с нападением на ладью и ферзя противника – это слишком просто для этого этюда. К тому же тут после 1…Qd5 чёрные вдобавок ещё и выигрывают.
1…Qd8! Единственная (от 2. Be8+) защита. Это, кстати, и нападение (угроза – 2…Qh4+). Всё, как говорится, в одном флаконе.
Гораздо слабее было 1…g6? ввиду 2.Ne4! Rd3+! 3.Kg2! Rd2+! 4.Kh3!, и белые выигрывают.
Нехорошо и 1…Qf8? из-за 2.Nf6+! (самое красивое, но возможно и 2.Ne4) 2…g:f6 (или 2…Q:f6 3.Be8+ и т.д.) 3.Ng4! Rg2+! 4.Kh3! R:g4 5.Be2 Qg8 6.Ra3, и чёрным плохо.
2.Nf6+! В очередной раз слабо, потому что слишком незамысловато 2.Ne4? из-за 2…Qh4+ 3.Kf3 Q h3+ 4.Ng3+ Kh4 – узник, томившийся на h5, рзломал матовую клетку и вырвался на волю, вследствие чего белые проигрывают. 2…g:f6. Слабо 2…Q:f6 из-за 3.Be8+ и т.д.
3.Ra8! Ферзя надо обязательно отвлечь с линии «d». Рано 3.Ng4? ввиду 3…Rd3+! – гармония взаимодействия белых фигур нарушается, и они гибнут: 4.B:d3 Q:d3+ 5.Kg2 K:g4 и т.д.
3…Q:a8 4.Ng4! Только теперь, когда на доске установилось настоящее материальное «равенство» (две светлые фигуры против двух тёмных), белые начинают наступление. Пока что грозит мат (5.N:f6#).
4…Rg2+! Оборона под стать атаке! А вот защита 4…Qg8(f8)? ни от чего не защищала ввиду 5.Be8+! Q:e8 6.N:f6#. 5.Kh3! Все угрозы белых остались в силе. Точнее, одна, хоть и старая, но зато какая – 6.N:f6#! Разумеется, плохо 5.K:g2? из-за 5…K:g4, и чёрные выигрывают.
5…R:g4. Коня надо есть. Если 5…Qf8, то следует стандартное 6.Be8+! Q:e8 7.N:f6#.
6.Be2 Qg8. А теперь немного передохнём, остановимся и окинем взглядом положение, сложившееся на доске. У чёрных – ладья и ферзь, у белых – одинокий слон. Оценка позиции? Правильно! Ничья. Причём добиваться её придётся именно той стороне, у которой такой большой материальный перевес…
7.Bf3! Точный манёвр, прикрывающий короля. Альтернатива – 7.Bd1? (слон, очевидно, не может покинуть диагональ d1-h5) вела к мгновенному краху: 7…Qb3+! 8.B:b3 R:f4 и т.д.
7…b6! Чёрные решают немного выждать, любезно предоставляя сопернику право хода и возможность ошибиться. Резкое и дерзкое 7…Qb3 вело к моментальному пату. Увод ферзя с поля g8 – 7…Qg7 оставлял белым пространство для диагонального манёвра – 8.Be2 и т.д. Наконец, в случае 7…b5 белые сразу отвечали симметричным 8.b4, вынуждая либо 8…Qg7 9.Be2 Qg8 10.Bf3 и т.д., либо мгновенно патующее 8…Qb3.
8.b3!! А вот это действительно красиво и тонко до невозможности. Неприметная пешечка, скромно выдвигаясь на b3, берёт на себя главную роль в спасительной пьесе жизни после гибели всех главных (и не только) героев. И создаётся такое чувство, что мы смотрим 10-й сезон «Игры Престолов», когда вообще уже никого не осталось… А вот после «бодрого» 8.b4? последовало бы 8…Qb3, и пата нет: 9.b5 (увы) 9…Q:f3#.
8…b5. Ничего другого не остаётся. Стандартный набор: 8…Q:b3 – пат, или 8…Qg7 9.Be2 и т.д. – не предлагать.
9.b4 Qb3 (или позиционная ничья после 9…Qg7 10.Be2 Qg8 11.Bf3! и т.д). И получился даже не пат, а патище!
Что и говорить, грандиозный замысел, блестящее исполнение, запоминающаяся вещь!
Предыдущие публикации:
A1. Poems and Problems
A7. Вспышка сверхновой