Байки из карантина-67. Волшебная рокировка (часть 8-я)
Завтра уже наступило, поэтому начинаем разбор замысловатых задач, в которых белым дано задание выиграть не позже третьего хода..
А Гуляев
1956 г.
Мат в три хода
Между прочим, по материалу положение почти равное. А ведь это у нас не этюд, а задача, где необходимо дать мат в строго определённое количество ходов! И понятно, что чёрный король собирается укрыться от всех невзгод и тревог на g8 после совершения… Разумеется, рокировки! Можно ли этому помешать?
Напомню, что на всё про всё у белых есть только три хода…
1.Qa8! После этого ухода в угол создана сильная угроза 2.N:d6+ Ke7 3.Nf5#). Запомним расположение белых коней!
Теперь, если чёрные сыграют 1…Ne4, как бы защищая пешку d6, но на самом деле освобождая для своего короля поле f6, то решает 2.Nb6+ Ke7 3.Nd5#. И снова решающий удар наносит лихой белый конь.
Ну а в случае «спасительного» (в кавычках) 1…0–0 следует довольно элегантное 2.Ne7+ Kh8 3.Nf7#!
Причём мы видим, что в заключительном положении без ферзя, который из угла связывает вражескую ладью, ничего бы не получилось…
И ещё одна трёхходовка, ещё более эффектная, нежели предыдущая.
H. Baumann
1980 г.
Мат в три хода
Справедливость только что сказанных слов станет ясной, после того, как мы найдём первый ход белых.
Пока очевидно, что чёрные намереваются ускользнуть от своей судьбы с помощью длинной рокировки. Например, на прямолинейное 1.Q:g7?! именно так и было бы сыграно: 1…0–0–0!, и никакого мата в три хода нет и в помине! То есть 2.0–0 Re8 3.Qf6 Re7!? и т.д. Поэтому…
1.Qg6!! Идея хода: или просочиться на восьмую линию, или, пригрозив этим (после 2.Q:h7) вынудить 2…0–0–0 и закончить атаку путём 3.Qc2#, ну а если 1…0–0–0, то сразу решает 2.Qc2#.
Теперь, если чёрные, выжидая, продолжают 1…b3, то сказывается ослабление поля с3: 2.Q:g7 0–0–0 3.Qc3#.
Не спасает и 1…Rc8 ввиду 2.Qe4+ Kd8 3.Qe7#.
Наконец, если 1…h:g6, то просто 2.Rh8#.
Значит, ферзя-камикадзе надо бить следующим образом: 1…f:g6.
Но сейчас (в ответ!) и белые прибегают к волшебству ради победы, совершая одновременное перемещение сразу двух фигур — 2.0–0! Грозит 3.Rf8#.
Избегая этого, чёрные играют 2…0–0–0, и попадают из матового огня да в такое же полымя — 3.Rc1#. Мат!
Дальше нас ждут задачи, в которых для достижения цели белым придётся сделать больше трёх шагов.
Продолжение следует.
Василий Лебедев