Байки из карантина-60
После некоторого перерыва, вызванного тем, что тема «Ловушки в дебюте» «захватила» командные посты на сайте, возобновляем лекции, посвящённые шахматной композиции.
Сегодня нас ждёт полноценный рассказ на тему… А вот на какую, сейчас определимся. Для этого всем нам придётся решить следующую двухходовку.
С.Л. Kрейнин
1929 г.
Мат в два хода
1.0–0! (угроза 2.Ra1#).
Неверно играть с той же целью и 1.Ke2?! ввиду 1…Nb2, и конь на b5 оказывается связанным, и 1.Kf2?! из-за 1… g3+!
Ну а теперь всё у белых получается: 1…Nb3 2.Bb1#; 1…Nb2 2.Nc3#; 1…Bb2 2.Nb4#; 1…g3 2.Ra1#.
То есть тема нашей сегодняшней (и некоторых последующих) лекции… Правильно! Рокировка! Одно из трёх наиболее волшебных вещей в шахматах, не считая их самих. Вторая вещь – взятие на проходе. Третья – превращение пешки вообще и слабое в частности. О них, надеюсь, мы столь же обстоятельно, как сегодня, поговорим в дальнейшем. Итак…
Волшебная рокировка
Итак, рокировка. В чём же её волшебство и притягательность, позволившие этому термину шагнуть далеко за рамки чисто шахматной терминологии наряду с цугцвангом и цейтнотом?
Думаю в том, что это единственный ход в ходе шахматной партии, когда у одной стороны одновременно двигаются сразу ДВЕ фигуры.
То есть одним ходом позиция на доске изменяется кардинальным способом: король переходит в менее опасное место, а ладья (между прочим, второй по силе персонаж на доске) выводится на центральную (при длинной рокировке) или околоцентральную (при короткой) вертикаль.
Правила рокировки нетвёрдо знают даже некоторые ведущие шахматисты мира. Точнее в момент напряжённой борьбы и с ними может произойти «короткое замыкание». Так, в 1974 г., в решающий момент 21-й партии Виктор Корчной спросил судью, можно ли рокировать, если ладья находится под боем. Дело было так…
Kortschnoj Viktor — Karpov Anatoly
Candidates final Moscow (21), 1974
13.N:h7! Re8. После 13…K:h7 14.Qh6+ Kg8 15.Q:g6+ чёрного короля скоро заматуют. 14.Qh6 Ne5.
15.Ng5. Грозит мат в два хода, спасаясь от которого, чёрные должны отдать ферзя. 15…B:g5. Или 15…B:d5 16.Qh7+ Kf8 17.Qh8#.
16.B:g5 Q:g5. Если 16…Qc7, то 17.Bf6 и т.д. 17.Q:g5 B:d5.
Вот этот момент! 18.0–0! Рокировка возможна! На 18.c:d5? последовало бы 18…Nf3+!, и чёрные даже выиграли бы. 18…B:c4 19.f4, и партия закончилась.
Он же в одной из «быстрых» партий сделал рокировку, несмотря на то, что его король уже ходил. Ошибка была замечена слишком поздно; по предложению Корчного в партии была зафиксирована ничья.
Юрий Авербах, редактор знаменитого пятитомника, посвящённого шахматным окончаниям, в своей статье как-то раз подзабыл, одно из правил, связанных с рокировкой, на что ему ехидный читатель прислал письмо такого примерно содержания: «Гроссмейстер, а правил не знает!»
* * *
В задачах и этюдах шахматной композиции рокировка по умолчанию считается возможной, Кроме тех случаев, когда путём ретроанализа можно совершенно точно установить, что король или ладья уже ходили (то есть, когда нет ни одной доказательной партии, в которой король и ладья не сделали бы ни одного хода).
Как пример такого анализа назад можно рассмотреть следующий несложный этюдик.
В. Корольков; А. Гербстман
1948
Белые начинают и делают ничью
1.b7. Пешка должна отправиться вперёд.
Если 1.e6?, то 1…a:b6 2.N:h8 B:e6+ с выигрышем. 1…B:f7+ 2.e6!
Теперь чёрным хочется, конечно, сыграть элегантно и просто – 2…0–0!, задержать вражескую проходную и играючи победить.
Но в начальном положении чёрные находятся в своеобразном «ретроцугцванге».
Ни одна из их фигур, кроме чёрного короля, не могла перед этим сделать ход – слон заперт на поле g8, ладья находится в углу и также заблокирована собственным слоном, а все оставшиеся на доске пешки находятся на своих первоначальных местах и, следовательно, не двигались.
Отсюда следует, что последний ход чёрные сделали королём, а раз король двигался, то и рокировка оказывается невозможной!
Поэтому следует 2…B:e6+, на что правильно 3.Ka1!
Это вынуждает 3…Kf7. Иначе белая пешка не только станет ферзём, но этот ферзь ещё и в живых останется.
Теперь же всё заканчивается так: 4.b8Q! R:b8 – белым пат.
Продолжение следует.
Василий Лебедев