«Актёры шахматной доски». Главы из книги
Продолжаем публикацию глав из книги «Актёры шахматной доски». Ссылка для скачивая полной версии приведена внизу страницы.
Н1. Это не мальчик, а дыня!
Этюд, открывающий новую этюдную вертикаль, является прекрасной и неразлучной парой (в тематическом смысле) к произведению, зашифрованному в данном опусе под литерой «D4».
Главный принцип этой парности таков: если кто-то что-то где-то когда-то чего-то не понимает, будьте педагогичны и спокойно повторите то, что надо уразуметь, ещё и ещё раз.
И вообще мне ситуация с этими двумя совершенно «одинаковыми» этюдами, двумя практически этюдами-«близнецами» (в тематическом, повторюсь, смысле) ужасно напоминает коллизию из старого-престарого анекдота.
Женщина встретила на базаре старую знакомую, с которой давно не виделась, с коляской. Заглядывает туда и говорит:
– Ой, какие у Вас красивые близнецы!
– Это не близнецы. Один – мальчик, другой – дыня!
Ну-с, сами решайте, кто тут мальчик, кто дыня, но повторяю, оба произведения мне кажутся ужасно «похожими» друг на друга.
Индржих Фритз
1961
Выигрыш
Белым надо выиграть, а чёрные грозят провести ферзя. Поэтому первый ход напрашивается – 1.Bh1! Весьма симпатично и строго тематично (слоном на поле h1!) сыграно!
Не столь этюдное отступление с a8, например, 1.Bb7?, вело белых даже к поражению после 1…h1Q+ 2.B:h1 R:h1+ 3.Kg6, затем 3…Rh8 и т.д.
1…R:h1. Явно вынужденное, но кажущееся вполне приемлемым (на первый взгляд) решение. Если 1…K:a6?, то всё просто – 2.a8Q+ с быстрым разгромом.
2.a8Q Rd1! И чего добились белые? Шаха у них теперь нет: ладья соперника держит поля d5 и d8 под прицелом. К тому же вновь грозит превращение чёрной проходной в ферзя (причём, с шахом), а пешке а6 до 8-й горизонтали ещё шагать и шагать, но…
…но если есть возможность 3.Qh1!!, то всё должно наладиться! Повторенье – мать… Нет, здесь не ученья, а восхищенья!
К тому же теперь на поле h1 жертвуется не слон, а целый ферзь, что явно усиливает эффект от данного хода.
3…R:h1 4.a7. Грозит превращение (5.а8Q+) не просто с шахом, но ещё и с вилкой на ладью, которая мало того, что своей пешке не даёт двигаться, так ещё, находясь на h1, и под удар неприятельского ферзя аж с a8 может попасть.
Значит, фигуру, мешающую проходной, из угла надо куда-нибудь увести.
4…Rd1. Чёрные тоже повторяются, возвращая ладью на предыдущую позицию, но им это уже не помогает.
Впрочем, мало что меняет и 4…Kb6 ввиду 5.a8Q, и опять ладья под боем, она должна уйти, но тогда после 6.Qb8+ теряется пешка h2.
5.a8Q+ Kb5 6.Qb8+, и белые съедают на h2 и выигрывают.
P.S. Нет, кто тут же всё-таки мальчик, а кто тут дыня?
Предыдущие публикации:
G6. Ход ярчайший где?
G7. Будьте реалистами – требуйте невозможного!