«Актёры шахматной доски». Главы из книги
Продолжаем публикацию глав из книги «Актёры шахматной доски». Ссылка для скачивая полной версии приведена внизу страницы.
F6. Моя прелесть…
Если бы мне вдруг кто-то посмел сказать: забудь все этюды, кроме одного, то этим одним-единственным вполне могла оказаться вот эта миниатюра с коротким, но настолько ярким и остроумным решением, что врезается в память навсегда.
Алоиз Вотава
1952
Ничья
Все фигуры белых под боем: спасёшь одну – пропадёт другая, а вместе с ней и партия.
По счастью, можно отпрыгнуть конём с f7 с темпом, нападая на вражескую ладью – 1.Ne5. Остальное, право же, совсем несерьёзно. Например, 1.Ng5? B:f1 2.K:f1, и белые проигрывают без вариантов.
1…Rd2+. Чтобы всё не закончилось ничейной банальщиной, чёрные должны атаковать. У соперника выбора тоже нет (ладья-то под ударом) – 2.Ke3 Re2+. Если 2…B:f1?!, то 3.K:d2 с очевидным равенством.
3.Kd4! После симметричного 3.Kf4? чёрные побеждают, не только выигрывая фигуру, но ещё и свою последнюю пешку спасая: 3…R:e5! 4.Rg1 Re7 и т.д.
Но ведь и после хода королём в центр можно точно так же стукнуть коня, после чего ладья на f1 окажется под ударом. То есть 3…R:e5! И не пора ли белым тут сдаваться? Отнюдь.
4.Rf6!! (4.Rg1? Re7–+, 4.K:e5? B:f1 5.Kf5 Bd3+!–+). На каждую уловку чёрных всегда находится не менее этюдная контрхитрость! На этот раз в виде яркой жертвы на поле f6. И получается красивейшая ничья. 4…g:f6. Пат в самом центре доски! Очень неожиданно и, согласитесь, весьма и весьма небанально!
Не так ярко, но также ничейно всё заканчивается после 4…Ra5 5.Rg6, и с потерей чёрной проходной g7 на доске возникает равное (теоретически!) положение.
Нет, этот этюд никому не отдам и никогда не забуду… Моя прелесть…
Предыдущие публикации:
F3. Как хорошо не знать всего…
F5. Дошло, или Автопсихоанализ