Главная / Новости / Байки из карантина-08. Как сочиняются этюды?

Главная / Турниры / Байки из карантина-08. Как сочиняются этюды?

4 АПРЕЛЬ 2020

Байки из карантина-08. Как сочиняются этюды?

Копаясь в старых записях, нашёл следующий материал, изучая который, как мне кажется, можно довольно наглядно представить, как происходит работа над шахматной композицией. По счастью, во время работы над нею я почему-то фиксировал каждый свой шаг. Поэтому, готовя эту заметку к публикации, пришлось всего лишь вспомнить свои мысли, которые возникали в ходе процесса.

Исходной точкой стала следующая позиция, случайно обнаруженная при анализе.

1.Rd1+. И если 1…Kh2, то не выигрывает 2.Bd5, хотя кажется, что ладья с2 должна уйти, после чего следует 3.Rh1#. Тяжёлая фигура чёрных, конечно, из-под боя уходит, но уходит она на… 2…Rg4+! Вот именно! На g4. И получается либо теоретическая ничья которой, правда, в практической партии чёрным придётся добиваться ещё очень долго, либо (после 3.K:g4) элегантный пат.

Но, во-первых, после простого 1…Kf2 чёрные спасаются и без фейерверка, а во-вторых, в этюде подобного симпатичного финала обычно добиваются белые…

Поэтому лёгким движением руки перекрашиваем фигуры в противоположные цвета, делаем белое чёрным, а чёрное белым. Заодно переставляем ставшего тёмным властелином на f5 и получаем следующее…

Теперь в случае 1…Rd8+ строго единственным является отступление на край доски путём 2.Kh7, ибо после 2.Kf7 заготовлен мат в один ход — 2…Rf8#. Ну а после 2…Bd4 уже белых (как это в этюде и полагается) выручает 3.Rg5+! K:g5 пат. От такой концовки, от такого патового финала уже в принципе можно плясать.

Для начала я попытался расшевелить доселе пребывающие в неподвижности фигуры. Как белые, так и чёрные.

А то у нас здесь и ладья на g7, и король на f5 пока пребывают в лёгком недоумении и только головами крутят, провожая взглядами носящиеся туда и сюда фигуры, покуда вокруг них вращается карусель этюда. Непорядок!

Напрашивается следующая расстановка…

Итогом предпринятых элементарных действий является: а) движение по доске доселе неподвижных персонажей и б) добавление целого хода к решению. И всё это ценой всего лишь добавления пары пешек. То есть очевидно, что мы движемся в правильном направлении.

Решение приобретает следующий вид: 1.Rg6+ K:f5 2.R:g7 Rd8+ 3.Kh7. Ни сейчас, ни когда бы то ни было нельзя играть 3.Kf7 из-за 3…Rf8#. 3…Bd4 4.Rg5+! K:g5 – пат. Уже в принципе неплохо, но мало. Поэтому работа продолжилась.

Мимоходом отмечаем возможность удлинения решения ещё на один ход с помощью напрашивающейся перестановки белой ладьи с линии «g» на вертикаль «h» с одновременным перемещением её на вторую линию, чтобы чёрный король не мог до неё дотянуться.

1.Rg2+ Kf6! Не столь напрягает соперника 1…K:f5 из-за 2.R:g7, и этой у нас сейчас не третий ход, как на главной линии, а всего лишь второй. 2.Rg6+ K:f5 3.R:g7 Rd8+ 4.Kh7. Но не 4.Kf7? Rf8#. 4…Bd4 5.Rg5+! K:g5 — пат, заметим, уже на пятом (а не на четвёртом) ходу, как это было раньше.

Включив мозг на полные обороты и подойдя критически ко всему, что было раньше, легко додуматься до ещё одного удлинения решения.

Здесь перед тем, как белая ладья появится на g7 и начнётся финальная часть решения, пройдёт аж 4 хода. То есть 1.Rh2+ Kg5 2.Rg2+ Kf6. Со взятием пешки на f5 чёрные не торопятся: 2…K:f5 3.R:g7 и т.д. 3.Rg6+ K:f5 4.R:g7 Rd8+ 5.Kh7 (но не 5.Kf7 Rf8#) 5…Bd4 6.Rg5+! K:g5 пат.

Да, важный момент! В заключительной позиции все фигуры (и белые и чёрные) пришли на свои места в процессе игры. Это считается в этюдной композиции важным.

Всё уже почти на месте, на далее мне зачем-то захотелось разбавить финальную мизансцену присутствием ещё одной белой пешки.

Решение не меняется: 1.Rh2+ Kg5 2.Rg2+ Kf6 3.Rg6+ K:f5 4.R:g7 Rd8+ 5.Kh7 Bd4 6.Rg5+! K:g5, и у нас пат с одним заблокированным на d3 белым персонажем.

Эта версия (по сравнению с предыдущей) хуже. Хотя бы по той причине, что белая пешка на d3 работает здесь всего лишь статистом. Да и удар чёрного слона с с5 на f2 буквально заставляет белых найти первый ход. Надо думать дальше…

К счастью, решение проблемы лежит на поверхности. И простая перестановка чёрного слона с с5 на b4 даёт положительный эффект. После проверки всех его вариантов я решил, что этюд придуман и выслал его на один из многочисленных конкурсов, где тот даже завоевал отличие. Самое последнее. Ведь оказалось, что его финальная идея не очень-то и нова, но оригинальная вступительная часть всё же даёт ему право на существование.

Итак, решение (окончательная версия): 1.Rh2+. Не удаётся разменять последнюю пешку ни в случае 1.f6? g5–+, ни после 1.d4? Rd8+ 2.Kf7 Rf8+ 3.Ke6 Rf6+ 4.Ke5 Bd6+ 5.Ke4 g5–+. 1…Kg5 2.Rg2+ Kf6!

3.Rg6+. Как чёрные ни уклонялись, а съесть на f5 им всё-таки придётся 3…K:f5.

В ответ белые бьют на g7 – 4.R:g7, и, чтобы сохранить последние шансы, чёрные объявляют знакомый шах – 4…Rd8+ 5.Kh7. Но не 5.Kf7? Rf8#.

5…Bc3. Чёрный слон появляется на большой диагонали, и обстановка осложняется до предела. Ладья на g7 под боем, если она отойдёт то чёрные поставят мат.

Выручает 6.d4! довольно-таки эффектная подстава белого пехотинца аж под два удара. Теперь интересно 6…R:d4, на что спасает только 7.Rf7+!=. А вот всё остальное — проигрывает! Например, 7.Rg3? Rd7+! 8.Kg8 Be5! 9.Rf3+ Ke6 и т.д. Или 7.Rg2? Rh4+! 8.Kg8 Ke6 9.Kf8 Rb4 10.Re2+ Be5 и т.д.

Ну а если 6…B:d4…

…то следует знакомое 7.Rg5+! K:g5 – пат!

На этом простом примере мы разобрали основные этапы и приёмы сочинения композиции.

1. Сначала необходима похожая на этюдную идея. В данном случае это был пат.

2. Затем начинается ретроспективная работа, что называется, от обратного. То есть к финальному положению по мере сил, фантазии и возможностей начинается пристройка дополнительных ходов, не нарушающих единственность, с использованием как можно меньшего количества сил. К счастью, сейчас большую помощь в проверке оказывают компьютеры. И любое изменение позиции проверяется и быстро и почти всегда качественно.

Василий Лебедев

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

АНОНС
25 АПРЕЛЬ 2024

Мемориал Родиона Яковлевича Малиновского

В субботу, 27 апреля 2024 года, в информационно-выставочном центре Народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» состоится открытый детско-юношеский турнир по быстрым шахматам […]

АНОНС
23 АПРЕЛЬ 2024

Занятия по шахматам со взрослыми (групповые и индивидуальные)

Каждое воскресенье приглашаем взрослых любителей шахмат в Ростовский городской шахматный клуб на Газетном, 92, на занятие, которое ведёт педагог дополнительного образования МБО ДО ДТДМ «Дворец […]

АНОНС
22 АПРЕЛЬ 2024

Календарь соревнований в Городском шахматном клубе (апрель — декабрь 2024 г.)

Произошли изменения в плане соревнований в Городском шахматном клубе на 2024 год. Ближайшее крупное мероприятие: фестиваль «Первомайский», который начнётся 28 апреля. Напоминаем, что каждую субботу […]